<< Главная страница

Художественная обработка камня

Для  первобытного человека  изделия  из  камня  имели  настолько жизненно важное значение, что древнейший период истории человечества  ученые  назвали  каменным  веком.  Из  камня  первобытный мастер изготовлял топоры, наконечники копий и стрел, скребки для обработки шкур животных, мотыги и молотки, простейшую посуду и жернова для растирания зерна, грузила для  рыбной ловли и многое другое. Первые орудия труда были грубыми.  В них прежде всего учитывалось практическое назначение.. Позже, научившись шлифовать и полировать камень, человек стал придавать им более изысканную форму. Очевидно, он заметил, что полированные топоры имеют не только привлекательный вид, но и становятся более прочными. Появилась возможность делать  изделия  более  тонкими  и  острыми.   Поэтому часто  неолит  историки  называют  веком  шлифованного  камня. ; Первые   навыки   скульптурной   обработки   камня   древний   человек  приобрел  при  изготовлении  примитивных  культовых  фигурок,   где   ему   пригодились   знания   и   умения,   полученные   в работе над изготовлением каменных орудий. Жилищем человеку служили  каменные  пещеры,  на   стенах  которых  острым  осколком   камня   первые   художники   выскребали  сцены  охоты   и сражений.
В древности камень был одним из самых распространенных строительных материалов. Из дикого (необработанного) камня возводили крепостные сооружения, строили жилища, мостили дороги, улицы и площади древних и средневековых городов. Из дикого камня были выложены башни и крепостные стены Соловецкого монастыря, расположенного на русском Севере. Из мелких камней-галек, собранных на берегу моря, выкладывали многоцветные мозаичные композиции на стенах и полах помещений.
В Древнем Египте в монументальном строительстве широко применяли тесаные камни. Например, знаменитые египетские пирамиды были выложены из двухтонных известняковых блоков. В Древней Греции в строительстве культовых зданий широко применялся мрамор. Из местного мрамора был сооружен замечательный памятник архитектурного искусства храм богини Афины Парфенон. Из мрамора были выполнены многочисленные рельефы и скульптуры, составлявшие декоративное убранство храма. В Древней Руси чаще всего использовался известняк. Всемирной известностью пользуются Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве Польском, декорированные самобытной каменной резьбой.
Во многих странах мира получила развитие глиптика — миниатюрная резьба по камню. Из твердых камней, часто многослойных, мастера вырезали изящные рельефы — геммы. Геммы с выпуклыми рельефами называют камеями, а с углубленными — интальо.
Распиливая и полируя поделочные камни, человек открыл удивительный многоцветный мир яшмы, малахита, агата, нефрита, жадеита, мрамора, оникса. Тонкие пластинки поделочных камней стали применять для отделки декоративного убранства дворцов и богатых особняков: ваз, столов, светильников и даже колонн. Русские мастера разработали оригинальную технику облицовки изделий каменными пластинками, получившую название русской мозаики. Пластинки камня толщиной в несколько миллиметров камнерезы подгоняли таким образом, чтобы рисунок на них совместился. Щели между пластинками тщательно заделывали специальной мастикой так, что их трудно было различить. Создавалось впечатление, что гигантские вазы или колонны выточены из монолитных камней. Этим способом были изготовлены вазы, столы и колонны в залах бывшего Зимнего дворца в Ленинграде. Столешницы мраморных столов украшали также флорентийской мозаикой. Из разноцветных камней с большой точностью набиралась мозаичная композиция. Затем набор шлифовали и полировали. Из полированного поделочного камня изготовляли на заводах и в кустарных мастерских камерные вещи: шкатулки, письменные приборы, подсвечники, туалетные коробочки, мелкую скульптуру, кольца, серьги и броши. В каждом изделии камнерез старался наиболее полно выявить красоту натурального камня.
Трудность обработки, а часто и нехватка поделочных камней заставляли мастеров искать пути создания искусственного камня, который можно было бы применять для отделки внутренних стен зданий. Гипс и известь стали основными материалами, применяемыми для создания искусственных каменных покрытий. Эти материалы имели и самостоятельное значение при выполнении целого ряда художественных работ. С древнейших времен известна в Средней Азии резьба по ганчу, одной из разновидностей гипса. Гипс был незаменимым материалом в строительстве XVII—XVIII веков в России. Из гипса создавали архитектурные лепные украшения и отливали скульптуру. Для создания многоцветного рельефа мастера выполняли резьбу по многослойной штукатурке из гипса или извести с различными добавками.
Многочисленные приемы обработки камня, гипса и извести, разработанные многими поколениями старых мастеров, успешно применяют в своем творчестве современные художники.
Узорную мозаику из голышей — гладких, окатанных и отшлифованных водой камней — можно увидеть на дне горного ручья, речки, моря. Песчаники, кварциты, разноцветные кремни и граниты, желтоватые, словно слоновая кость, известняки, белоснежные, розовые и серые мраморы — вот те материалы, которыми пользуется художница-природа при создании своих замечательных мозаик. Быть может, здесь, на берегу, и возникла у человека мысль составлять из разноцветных камешков узоры — сначала простые, а потом все более сложные.
Природная мозаика недолговечна — как в калейдоскопе постоянно меняется ее рисунок. Течение перемешивает гальку, рождая все новые и новые узоры. Художники нашли материалы — глину, известь, а потом и цемент, которые позволили закреплять узоры, разумеется, не те, что создавала природа, а рукотворные. Мозаикой стали украшать стены и полы. Археологические раскопки, проведенные в столице древней Македонии городе Пел-ле, открыли нашему современнику шедевры мозаичного искусства IV—III веков до н. э. Из цветной гальки на полах были набраны оригинальные узоры, поражающие своей сложностью и совершенством рисунка. Сейчас все мозаич'ные работы из гальки называются  мозаикой   Пеллы  или  просто  пелльской   мозаикой.
И в наши дни художники часто обращаются к технике мозаики при оформлении различных общественных зданий.
Мозаичные наборы из гальки и дикого камня выполняются несколькими способами. Мы расскажем об одном из них, наиболее простом и доступном.
Прежде всего нужно запастись подходящим материалом. Кам ни можно собирать на огородах, пашнях, на берегу моря," реки или ручья. Для сравнительно небольших работ нужна мелкая галька величиной от лесного ореха до куриного яйца. В поле камни имеют самую разнообразную форму, иногда далекую от формы обычной гальки. Но мозаика из таких камней, как пра вило, бывает более прочной, так как каждый камень своими вы ступами прочно закрепляется в растворе. Красивым рисунком и цветом отличаются подмосковные кремни — голубые, красные, желтые. Иногда один камень отливает всеми цветами радуги.
Но у большинства камней, которые буквально валяются у нас под ногами, сдержанная цветовая палитра. И тем не менее они имеют множество тончайших оттенков. Один коричневый камень обязательно чуть-чуть отличается от другого коричневого либо силой тона, либо колером.  ', Собранные камни промойте в теплой воде с мылом или стиральным порошком, жесткой щеткой удаляя грязь из мельчайших углублений, которые наверняка могут быть даже в самой гладкой гальке. Очищенные и промытые камни рассортируйте по цвету и размерам и разложите в коробки или банки с низкими бортами.
Разработайте эскиз узора на небольшом листе бумаги. Создавая эскиз, не забывайте, что в нем вы прежде всего должны решить декоративные задачи. Изображения должны быть четкими. Не нужно стремиться выполнять мозаику под живопись, памятуя о том, что язык живописи и язык мозаичного панно совершенно различны.
В обычных видах мозаики камешки вдавливаются один за другим непосредственно в скрепляющий раствор, причем делать это нужно быстро, пока раствор не успел застыть. А предлагаемая нами техника позволяет вести работу не спеша. Камни сразу не скрепляются, значит, можно сколько угодно исправлять неудавшиеся участки. Можно обойтись даже без эскиза, разрабатывая рисунок сразу в материале.
Для работы нужны простые приспособления — опалубки, соответствующие размерам и конфигурации будущих мозаичных наборов. Треугольные, четырехугольные опалубки сколотите из толстых досок, а круглые или овальные выгните из толстой фанеры или листового металла. Полоску из фанеры нужно распилить так, чтобы древесные волокна верхних слоев шпона были расположены поперек полосы. Чтобы круглая опалубка из фанеры не деформировалась во время работы, ее нужно вставить в прямоугольную опалубку, сколоченную из досок. Высота бортов опалубки будет зависеть от величины камней, входящих в мозаичный набор, и площади мозаики.
. .Заготовьте песок. Он должен быть чистым и сухим. Обычный речной песок достаточно лишь просушить, и он готов к употреблению. Но если песок взят не с берега реки, из него необходимо удалить различные посторонние примеси — глину, остатки засохших растений и щебенку. Засыпьте песок в ведро — примерно на одну треть — и залейте доверху водой. Палкой хорошенько перемешайте песок и слейте воду. Эту же операцию проделайте еще два-три раза, пока вода не будет совершенно прозрачной. Слив в последний раз воду, выложите песок ровным слоем на газету и высушите на солнце или в печи. Высушенный песок просейте через сито. Хорошо очищенный, промытый и высушенный песок не прилипает к камням, и работать с ним намного легче.
Раму-опалубку положите на стол. Между рамой и столом не должно быть щелей. Если же щели обнаружатся, залепите их пластилином или глиной. Затем насыпьте в опалубку чистый песок и разровняйте его дощечкой. Песок должен заполнить опалубку примерно на три четверти.
Техническая сторона дела окончена, теперь начинается творческая. Если есть заранее разработанный эскиз, укладывайте камни, руководствуясь им. Если же эскиза нет, но есть замысел, то придется композицию и колорит решать сразу в  материале.
Поочередно вдавливайте камни в песок, стараясь укладывать их так, чтобы одна из наиболее плоских граней каждого камня оказывалась сверху. Камни можно укладывать плотно, без просветов между ними, или же оставляя промежутки — они впоследствии заполнятся скрепляющим раствором, который будет окаймлять каждую деталь мозаики. Особенно красивой будет мозаика, если раствор предварительно подкрасить ультрамарином, сажей, окисью хрома, суриком, охрой и другими шелочеустойчивыми пигментами.
Уложив все камни, приготовьте столярный клей и кусок холстины или мешковины. Ткань должна быть несколько больше рамы-опалубки. Нанесите на холстину густой слой столярного клея, оставляя непроклеенными края. Затем наложите холстину проклеенной стороной на мозаичный набор и осторожно разгладьте ее ладонью так, чтобы все камни приклеились к ней. Там, где холстина приклеилась к камням, должны появиться небольшие бугорки. Чтобы лицевая сторона камней, приклеившаяся к холсту, была на одном уровне, сверху камни вместе с холстом нужно придавить плоским деревянным щитом.
Часа через полтора, когда клей высохнет, осторожно поднимите холстину вместе со щитом, перевернув ее камешками вверх, и положите на стол. Может случиться, что некоторые камни, особенно мелкие, не приклеятся к холсту. Их нужно вставить в мозаичный набор на свои места,   не приклеивая.
Мягкой щеткой снимите приставшие к набору песчинки.
Песок высыпьте в ведро — он пригодится для работы над следующими наборами. Опалубку положите так, чтобы набор из камней оказался внутри ее.
Следующий этап — заливка набора цементным раствором. На одну часть цемента возьмите две части песка. Если хотите подкрасить раствор, добавьте примерно '/ю часть сухого красителя — сажи, окиси хрома, синьки, железного сурика. Тщательно перемешайте деревянной лопаткой все компоненты, входящие в раствор. Затем, постепенно подливая воду, замешивайте раствор до тех пор, пока он не станет как густая сметана. В опалубку заливайте раствор сразу, пока он не начал застывать.
Последовательность изготовления цветного мозаичного набора: 1 — набор цветной гальки 2 — выкладывание гальки на песке, 3 —готовый мозаичный набор, 4 — приклеивание к набору холстины Примерно в течение часа цементный раствор теряет текучесть, но остается еще мягким, а через 12 часов схватывается 200   полностью. Спустя сутки после заливки раствора опалубку можно снять. Отформованная цементная плита станет основой, удерживающей мозаичный набор. Чем прочнее она будет, тем надежнее закрепятся в ней камни. Давно подмечено, что прочность цемента намного возрастает, если его в процессе затвердевания поливать водой. Три-четыре дня нужно обильно смачивать цементную плиту холодной водой. Еще лучше, если положить на нее насыщенную водой мешковину и в течение нескольких дней следить, чтобы она постоянно оставалась влажной. Сохранять постоянную влажность можно с помощью полиэтиленовой пленки. Накройте плиту с мешковиной пленкой и подбейте ее края под плиту так, чтобы не оставалось щелей. Через несколько суток снимите пленку и мешковину — основа мозаичного набора приобретет крепость камня. Переверните плиту мозаичным набором вверх и обильно смочите холстину теплой водой, а когда клей размякнет, снимите ее. Затем тщательно промойте весь мозаичный набор чистой водой со щеткой, удаляя не приставшие к раствору песчинки и остатки столярного клея. Затем протрите камни чистой сухой тряпкой и просушите плиту с мозаичным набором при комнатной температуре.
Каждому из вас приходилось, наверное, наблюдать досадное превращение, которое обычно происходит с яркой красивой галькой, найденной на мелководье: высохнув, она становится белесовато-серой. Если в своем мозаичном наборе вы применили подобные камни, то после завершения работы им можно вернуть прежнюю свежесть — протереть тряпкой, смоченной льняным маслом, или покрыть тонким слоем прозрачного лака.
-ограничение мозаичного набора опалубкой, 6 —запивка цементного раствора, 7 — снятие рамы-опалубки, - удаление холстины Поскольку мозаика выполнена на цементной основе, она не боится влаги. Мозаичные вставки можно смело использовать при оформлении бассейнов и объектов, расположенных на открытом воздухе.
<<< Оглавление книги Следующая глава >>>


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация